Ставки НДC по странам

Таблица ставок НДC

Страна Стандартная ставка Сниженная ставка Местное название
Азербайджан18%ƏDV (Əlavə Dəyər Vergisi)
Армения20%0%ԱԱՀ (Ավելացված արժեքի հարկ)
Белоруссия20%10%, 0,5%, или 0%ПДВ (падатак на дададзеную вартасць)
Грузия18%0%დღგ (ДХГ) (დამატებითი ღირებულების გადასახადი)
Казахстан12%ҚҚС (қосылған құн салығы)
Киргизия12%0%НДС (налог на добавленную стоимость)
Латвия21%12%Pievienotās vērtības nodoklis
Литва21%9% или 5%Pridėtinės vertės mokestis
Молдавия20%8%, 5% или 0%TVA (Taxa pe Valoarea Adăugată)
Россия20%10% или 0%НДС (налог на добавленную стоимость)
Таджикистан18%ААИ (андоз аз арзиши иловашуда)
Туркмения15%Salgyt tölegi (goşulan baha üçin salgyt)
Узбекистан15%0%QQS (Qo’shimcha qiymat solig’i)
Украина20%7% или 0%ПДВ (податок на додану вартість)
Эстония20%9%KM käibemaks (дословно «налог с оборота»)

После распада Советского Союза бывшие республики СССР ввели налог на добавленную стоимость (НДС) общего применения. Отчасти потому, что бывший Советский Союз рассматривался как единое экономическое пространство, новые государства, кроме стран Балтии (группа, далее именуемая «страны СНГ»), приняли «гибридные» НДС, которые по-разному относятся к торговле СНГ, и с государствами дальнего зарубежья. Как правило, торговля в странах СНГ облагается налогом по принципу происхождения, в соответствии с которым товары облагаются налогом в государстве, в которой они произведены. Согласно этому принципу участники сожружества облагают налогом экспорт другим участникам содружества, но не импорт из стран содружества. В отличие от этого члены содружества обычно облагают налогом торговлю со странами вне СНГ в соответствии с принципом назначения, согласно которому товары облагаются внутренним налогом, в которой происходит конечное потребление. Таким образом, импорт из стран дальнего зарубежья облагается налогом, а экспорт - нулевой ставкой.

Однако не все участники содружества имеют гибридный НДС, как описано в таблице вначале страницы. Например, Таджикистан и Туркменистан не проводят различия между торговлей с участниками содружества и с остальным миром. Хотя они не облагают НДС как таковой импорт, импорт, который используется для производства налогооблагаемых товаров, фактически облагается налогом на уровне производства, так как НДС на покупки не возмещается. Они также облагают налогом экспорт. В настоящее время Кыргызская Республика имеет налог на экспорт участникам содружества и не облагает налогом импорт из СНГ. Он освобождает, но не облагает нулевой ставкой экспорт в остальной мир, и, как Таджикистан и Туркменистан, очевидно, не облагает налогом импорт из-за пределов содружества.

Беларусь освобождает, но не применяет нулевую ставку, экспорт в страны (включая страны СНГ, такие как Украина), которые освобождают свой экспорт в Беларусь от НДС. Таким образом, только добавленная стоимость на последней стадии производства перед экспортом освобождается от НДС. Украина сейчас находится на постоянной основе со всеми другими членами СНГ, включая Россию.

Система «чистого» происхождения будет изолировать и облагать налогом добавленную стоимость в каждом государстве производственной цепочки по ставке государства, производящего добавленную стоимость. Для достижения этого, государство, импортирующее промежуточный товар, должно кредитовать НДС страны-экспортера по ставке страны-импортера (а не по ставке, фактически применяемой государством-экспортером). Если используется ставка страны-экспортера, и она выше, результатом будет уменьшение общего НДС, взимаемого страной-импортером, на сумму импорта, умноженную на разницу ставок, при использовании метода кредита / счета-фактуры. Однако, если в отношении импорта используется метод наценки, разница в ставках не имеет никакого значения, и добавленная стоимость автоматически выделяется. Среди участников содружества СНГ режим импорта из других стран СНГ варьируется в том смысле, что некоторые государства исключают импорт из налоговой базы путем кредитования НДС, уплаченного в стране-экспортере, даже если он выше, чем НДС, который был бы уплачен в стране-импортере. Другие государства предоставляют кредит по своей стандартной ставке, которая может быть выше или ниже ставки, выплачиваемой в стране-экспортере.

Рассмотрим вопрос о том, уместно ли применять принцип происхождения или назначения к трансграничной торговле между учатниками содружества. Все другие страны мира, в которых действуют налоги на добавленную стоимость, взимают их в зависимости от места назначения со всеми своими торговыми партнерами. На основании этого мы можем сделать вывод о том, что было бы лучше, если бы все учатники содружества применяли принцип назначения к торговле внутри СНГ, а также к торговле с остальным миром. Принцип назначения будет предпочтительным для всей торговли в СНГ, даже если некоторые члены содружества вступили (или будут вступать) в таможенный союз. Однако отдельные члены содружества должны проявлять осторожность при переходе в одностороннем порядке от принципа происхождения, к принципу назначения в торговле с СНГ. Односторонний переход одной страны, вероятно, приведет к искажениям в торговле и может привести к потере налоговых поступлений.